Евразийский этнографический маршрут Добраться в Кодор
Наша группа прибыла в Сухум поздней ночью – самолет прилет из Москвы в Адлер ближе к полуночи, и возможности воспользоваться маршрутным такси, о котором нам рассказывали другие евразийцы, уже не было. Таксист оказался сговорчивым, и помог спокойно пройти паспортный контроль в Псоу. Российские пограничники оказываются гораздо бдительнее своих абхазских коллег и расспрашивали о целях визита. Абхазы сделали вид, что заглянули в паспорта. В буквальном смысле сделали вид – как окажется в последствии в Абхазии вообще не проверяют документов – за все время пребывания у нас не спросили их ни разу. Ни при заселении в гостиницу в Сухуме, ни на следующий день на президентской пресс-конференции, ни при поездке в Кодор. Только когда мы покидали территорию Абхазии через Ингур – там, на блок посту документы потребовались повторно.
Ночью мы заселяемся в гостиницу под названием «Амра», что означает «Солнце». Это слово мы тоже повстречаем еще не раз.
С утра начинается обзвон наших евразийских друзей в Абхазии. Поскольку нас интересует этнологический мониторинг, то понятно, что на пляже его не проведешь – нам нужны горы и деревни, а во многие просто так без конвоя не проедешь. Чтобы это обеспечить – надо встретиться с президентом. Еще в Москве мы созванивались с отцом Виссарионом – человеком, возглавляющим Абхазскую епархию в чрезвычайных условиях войны с Грузией и в свое время участвовавшим в югославской войне. Он наш первый связной – отзывается в 10 утра. Говорит, чтобы мы срочно приезжали в Новый Афон - здесь сейчас будет пресс-тур для иностранных и журналистов и естественно – возможность пообщаться с Сергеем Багапшем. Снова такси и вот мы в монастыре, однако пресс-тур задерживается. В это время нам удается пообщаться с о.Виссарионом. Батюшка оказывается крайним антиамериканистом, патриотом России и сторонником евразийства. Умеющим найти общий язык и со студентом, и как мы позже убедились - с полевым командиром. Веселым и очень русским, каким и представляется обычный абхаз.
«Свет Христов рассеет любую тьму, но американцы не хотят принять его. А с признанием – вот мы сейчас и узнаем – кто наши настоящие друзья – а кто враги».
В пресс-туре произошли изменения - в Афон они не заедут, и о. Виссарион распоряжается, что бы нас отвезли в Сухум – пресс-конференция Президента будет там.
Это мероприятие – попытка прорвать информационную блокаду западных СМИ в отношении позиции Абхазии после войны и признания независимости. Вопросы задаются самые разные, журналистов из Сербии например интересует, в чем разница между косовским и абхазским признанием. Багапш отвечает, что разница в том, что мир изменился, мир больше не является однополярным. Мир стал другим.
На пресс-конференции нас представляют Валерию Аршба – руководителю аппарата президента и большому другу о. Виссариона. Мы имеем непродолжительную беседу о целях нашей поездки, после чего нам на утро обещано интервью с президентом Абхазии.
Сергей Багапш встречает нас утром в своем кабинете за работой с документами. Говорит, что знаком с Александром Дугиным и рад нашей встрече. Мы говорим о будущем Абхазии и евразийстве. Говорим и о проекте «Великой Черкесии». Во всем Багапш занимает полностью наши позиции, и даже говорит о том, что правая политика и левая экономика наиболее соответствуют ментальности и традициям народов Кавказа.
Заняться всеми нашими просьбами по встречам и поездкам поручает КристиануБжания, который и организовывает нам и встречу с руководством абхазского телевидения. Нас встречает МиронКварацхелия - ведущий программы «Пресса плюс» и зампред Абхазской ГТРК. Мирон – это такой пропагандист, а его программа – это местный аналог «Однако» Леонтьева. После долгой беседы он записывает с нами интервью, в результате чего евразийцев на следующий день начинают узнавать на улице. Мы говорим о том, что день признания независимости Абхазии должен стать государственным праздником России, ее Днем Независимости и сменить ставшую неуместной «ельцинскую» дату.
И вот – долгожданная поездка в Кодор. Военный российский вертолет поднимает нас над аэродромом. Внизу остаются несколько белых ооновских машин. Сопровождающий нас в поездке о. Виссарион произносит молитву при взлете. Когда он заканчивает, кто-то спрашивает его о том, что делать с ооновцами. «С ними надо поступать аккуратно. Но постепенно мы их всех отсюда вытесним. Потихому»,- отвечает батюшка, прищуриваясь и гладя седую бороду.
Из иллюминаторов видны полупустые дома – жизнь медленно возвращается в независимую Абхазию. Еще минут пять - мы покидаем равнину и внизу открывается бирюзовый, совершенно непохожий на другие горные реки Кодор. В Ажаре можно приземлится на построенную грузинами взлетную полосу обозначенную огромными буквами «Н» – но военные этого не делают – слишком уязвимая позиция. Мы садимся на обычное скошенное поле. Наши спутники из числа военных выстраивают коридор, наблюдая в прицелы за движением в горах. Впереди – встреча со сванами.