Этноавангардный прорыв Впечатления от евразийского фестиваля
Современная популярная культура является продуктом и оружием глобализации. Для думающих людей давно не секрет, что она обслуживает интересы Нового Мирового Порядка и является той матрицей, под которую ломаются взгляды и традиционные формы великих цивилизаций мира. Шоу-бизнес - это фабрика по производству рабов глобализации - в том числе и на культурно-оккупированных территориях. Именно поэтому важна ответная волна, волна традиционных ценностей в музыке и культуре. Александр Дугин в своем докладе ТРЕТИЙ ПУТЬ И ТРЕТЬЯ СИЛА пишет: "Новаторский компонент, являющийся важной частью творчества, должен основываться на глубоком знании традиций, питаться живительными энергиями старины, воплощая вечные истины и древние мотивы человеческой души, взыскующей смысла, в неожиданные оригинальные стилевые решения, отражающие парадоксальный драматический дух нашей эпохи. Это и есть евразийский стиль — синтез древнего и авангардного, изначального и ультрасовременного. В Москве 8 и 9 июня состоялись два мероприятия, которые в действии показали принцип синтеза древнего и авангардного. Традиции, облаченной в новую и сверхактуальную форму. Этими фестивалями являлись прошедший в клубе MONOCLUB фестиваль COSMOID и фестиваль индустриальной музыки с хедлайнерами Шумы России, состоявшийся в андерграундном клубе «Рубильня» на следующий день после Космоида.
Эти концерты можно назвать подледным этноавангардным прорывом, который смел своей небывалой мощью оккупационную западную псевдо-культуру.
Этноавангардный музыкально-художественный фестиваль COSMOID проходил под эгидой Евразийского Союза Молодежи при поддержке молодежного общественного движения «Поколение». Название фестиваля - КОСМОИД - отсылает к концепции румынского философа Лучиана Блага, описывающей этно-мифологическое ядро общества, сохраняющееся параллельно и практически независимо от социально-исторических перипетий и находящее для себя то или иное выражение в разных условиях. Говоря коротко, наш фестиваль посвящен тому, каким образом содержания коллективной памяти могут быть представлены, оживлены художественными средствами.
В фестивале приняли участие музыканты и коллективы: Moon Far Away, Александр Ф. Скляр, Михаил Елизаров, Purba, Злыдота и Олег Фомин-Шахов, X3D5 & 1g0g New Orthodox Line (Шумы России), Фронт Радикального Искусства & Shiva's Disco , Anenerbe Music Club , Siyanie.
Музыкальная вариативность стилей и форм собрала в клубе множество традиционалистов, носителей консервативной идеологии, а также просто ценителей правильной музыки. Открыли концерт Фронт Радикального Искусства & Shiva's Disco, которые продемонстрировали достаточно медитативный и спокойный подход к авангардной музыке с интересными инструментальными ходами и наличием этнических инструментов, таких, как варган в сочетании с электронными битами, и стали вступительным аккордом мероприятия. После них выступила живая легенда русского неофолка Moon Far Away. Музыка Moon Far Away - это сохранение архангельской традиции русского фольклора, дополненной авторскими текстами в её же духе. Великолепный звук Monoclub помог слушателям расслышать все тонкость филигранных атмосферных аранжировок этой группы. Их короткое выступление ввело всех слушателей в созерцательное состояние и дало почувствовать дух Русского Севера. Группа сыграла ряд композиций со своих коронных альбомов Беловодье и Minnesang. В сочетании с проработанным сценическим образом группы выступление произвело поистине сильное и светлое впечатление. Именно так и должна звучать музыка Традиции в переложении на язык современных музыкальных стилей. Художник - лауреат премии Кандинского Алексей Беляев-Гинтовт в своем интервью дал такое определение стилю: "новая серьезность". Художники выбирают классические цвета и формы вместо невероятных перфомансов. В этом смысле музыкальное творчество Moon Far Away можно расценивать именно как «новую серьезность». Бросающую вызов стагнации и пост-модерну через обращение к традиционным формам.
Тематику русского фольклора продолжил доносить для слушателей философ и музыкант Олег Фомин-Шахов со своим проектом Злыдота. Образ скоморошества читался в музыке и ярких сценических костюмах участников группы. Мощный этно-фолк-роковый звук команды сочетал звуки ритмической бас гитары с аутентичными музыкальными инструментами, присущими русской фольклорной традиции – колёсная лира, лютня, различные смычковые и деревянные духовые. Отдельно стоит отметить вокал Фомина-Шахова, который является визитной карточкой проекта и делает группу уникальной и узнаваемой, ни на кого не похожей. Тексты - как авторские, так и на стихи философа-традиционалиста Владимира Карпца - являли собой законченные поэтические произведения, которые идеально дополняли музыку Злыдоты.
Еще безусловно стоит отметить аскетичный пост-панк от группы Anenerbe. Их творчество известно слушателям отечественной пост-панк сцены по классическому альбому группы " Тени Забытых Предков". Выступление группы никого не оставило равнодушным благодаря наличию техничного и слаженного звукоряда. Особенно стоит отметить саксофон, который добавил музыке живости и силы, и электронные аранжировки которые в сочетании с драйвовой гитарой делали музыку одновременно органичной и технически завершенной. Поиск новых форм в пост-панке состоялся успешно и дал фору всем аналогичным командам.
Для меня главным событием этого вечера, а так же этой недели стало выступление великолепного коллектива Шумы России, который на фестивале присуствовал в формате других проектов Музыканта Гоши Солцнева - 1g0g New Orthodox Line. Участники группы, часть из которых была облачена в футболки Death To The World (православный журнал которые издавали два монаха, живущие в США), выступили с невероятно мощной программой. Сочетание православной лирической декламации с бескомпромиссными шумовыми структурами создавала ощущение эсхатологического действа. Перед глазами всплывали картины навеянные откровением Иоанна Богослова. Музыка, которую создают Шумы России, является глубиной и приводит к эффекту катарсиса. Зал замер, внимая сложным шумовым построениям и декламации, которые перерастали постепенно в стену звука, обволакивавшую почти материальным ощущением всех присутствующих.
Следующий день предоставил ценителям индустриальной музыки и культуры еще одно мероприятие (на этот раз более камерного характера).
Воскресный концерт Шумов России, бывший под угрозой срыва из-за бюрократический проволочки с организаторами клуба МосХаос, все же состоялся в небольшом подвальном клубе «Рубильня». Помимо хэдлайнеров Шумов России в мероприятии приняли участие A National Freak и еще пара андерграундных представителей отечественной индустриальной культуры. Клуб «Рубильня» - помещение абсолютно катакомбное. Чтобы добраться до него, нужно пройти по череде подземных коридоров с реальной возможностью в них заплутать. Все эти пространства находятся в остове некогда живого промышленного склада на Метро Савеловская, который после развала Красной Империи был разделен на множество автосервисов, музыкальных клубов и репетиционных баз. Блуждая по катакомбам и дворам огромного здания невольно впадаешь в размышления о будущем и грядущем русской государственности. О том, что великий писатель Александр Проханов называет Пасхальным Светом Русской Истории. Угнетающее катакомбное скитание по подземелью промышленного здания странным образом вселило в меня оптимистичные мысли о неизбежном русском возрождении.
Сама «Рубильня» - это помещение, состоящее из крошечных комнаток под землей, которые были по случаю концерта набиты до отказу. Атмосфера камерности и катакомбности сохранялось на протяжении всего концерта. Слушатели стояли почти вплотную к ревущим, скрежещущим и гудящим мониторам, вентиляция же по случаю недавней аварии отказала. Уместным оказалось замечание звукорежиссера – «Кто не пожертвует на благотворительность, будет гореть в аду». И действительно, гнетущая, почти гротескно нездоровая атмосфера развеялась только с появлением хедлайнеров, которым тоже пришлось очень и очень попотеть, чтобы принести слушателям долгожданное облегчение и чувство очищения.
A National Freak играли достаточно бодрый и авангардный ритмичный нойз-индастриал с измененным вокалом и создали достаточное агрессивное настроение своей бушующей полной анти-американизма и гнева музыкой.
Но, как и на прошлом концерте, главными для меня стали Шумы России. Гоша Солнцев с товарищами на этот раз сыграл великолепную программу "Станковая живопись. Этюд № 10. Человек-машина". Программа была более агрессивной, чем выступление команды в прошлый день: тогда упор делался на атмосферу и медитативность. Ярость шумовых аранжировок сопровождалась отрешенной декламацией и усиливалась еще при помощи незаурядных вокальных данных Анны Журко, ответственной за нечеловеческие звуки. Ее вокал местами напоминал тувинскую легенду Сайнхо Намчылак, местами декадентскую певицу Диаманду Галас, иногда он становился отчаянно-безнадежным и создавал атмосферу мистического и катастрофичного действа. И вновь через стену грозного, гневного, уничтожающего звука к слушателям пробивались слова о Боге, о Вере и Христе. Эффект был ошеломляющим, никто из пришедших не остался равнодушным.
Такого рода фестивали свидетельствуют о востребованности настоящей музыки. О том, что есть слушатели у коллективов, которые бросают вызов псевдо-культурному гегемонистскому дискурсу прозападного шоу-бизнеса. Эти выходные были настоящим подарком и глотком свежего воздуха для ценителей искренней музыки и искусства. Сопротивление прозападной псевдо-культуре продолжается! Этноавангардный прорыв состоялся!