Вторник 28 марта проявился для Евразийского Союза Молодежи в интересном и в чем-то необычном свете: штаб ЕСМ на Автозаводской посетил известный израильский традиционалист Авигдор Эскин. Войдя в зал для лекций в кипе (ермолке), он тут же предложил всем присутствующим свою книгу толкований Псалмов Давида (на иврите – Теhилим), пользовавшаяся у евразийцев большой популярностью. Лекция, по мнению автора, получилась в каком-то смысле сборная, так как Авигдор поведал как о геополитике современного Израиля, о взаимоотношениях с Западом, так и о традиционализме иудаизма, его каббалистическом мессианстве и отношении к христианству.
А. Эскин рассказал аудитории о том, что когда почетный иностранный гость посещает Святую Землю, его прежде всего приглашают на экскурсию в Мемориал жертв Катастрофы «Яд Ва-Шем», в котором показаны зверства нацистов по отношению к евреям в 1933-1945 гг. Гостю говорят, что Холокост (Авигдор больше любит употреблять русское слово «пагуба») является ключевым событием в истории мирового еврейства, своего рода «национальной идеей», и гость должен сделать вывод о значении Государства Израиль как о последней преграде между фашистами и евреями. Этот пункт внешней политике, считает Эскин, нуждается в доработке. Отношения с Западом также подлежат детальному анализу: Буша, например, Авигдор ненавидит даже за то, что он заставляет его проникаться симпатией «к такому негодяю, как Саддам Хусейн».
Также он сообщил о крайне высоком уровне традиционализма в современном израильском обществе: известно, что в этом учебном году израильских школьников, учащихся в религиозных школах, больше, нежели их сверстников в светских учебных заведениях. По сравнению с другими европейскими странами («а я, – заявил Авигдор, – считаю себя европейцем» уровень религиозности израильтян непомерно (в нейтральном смысле) высок.
Антисемит, по мнению Авигдора, не тот, который говорит, что я уродлив, потому что у меня нет бороды, а тот, кто говорит, что у меня выросли рога. А. Эскина всегда удивляло, что антисемиты постоянно выдумывают всякую ерунду про так называемый «Всемирный сионистский заговор»: кровавые наветы, Протоколы сионских мудрецов – полная чушь с точки зрения того, как это представлено (при том, что у евреев в их религиозных течениях действительно есть то, что они скрывают от других).
«Что касается моего отношения к знаменитой книге А. Солженицына «Двести лет вместе», – продолжал традиционалист, – я, к счастью, не увидел в ней и того антисемитизма, о котором пестрят реакционные газеты, но, к сожалению, я не увидел в ней и места еврейской культуры в истории России».
Следующая часть лекции была посвящена мистическим учениям иудаизма и, в частности, Каббале, книгам Зоар и Йецира. Это именно учение, в отличие от письменной Торы, добавил Эскин, которое помогает эту Тору и анализировать (как Талмуд, являющийся своеобразным Законом Божиим к Пятикнижию). Авигдор привел пример: Библия начинается с буквы «бет» («Бэрэйшит») и заканчивается буквой «ламед» («Исраэль»). В числовом сочетании это эвивалетно 32 (= 10 сефирот и 22 буквы алфавита). Книга Зоар повествует о 2000-летних циклах: первые 2000 лет человечество жило в хаосе, вторые – эра Авраама, третьи ознаменуются приходом Мессии (Машиаха). Эта часть лекции вызвала у аудитрии громадны интерес и нескончаемый поток вопросов.
Авигдор Эскин в заключении предупредил, что изучение Каббалы занимает у людей большую часть их жизни, и иудейский традиционализм не может быть почерпнут из современных изданий о мистическом иудейском откровении, «которые мы называем Каббала-лайт».