Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
ДРУЗЕЙ
27 апреля 2015
О пионере русофобии, опричнине и рыбной слободе

Что такое русофобия? Это ненависть ко всему русскому – от государства до валенок. Ну и самое главное – это ненависть к русским. Причём не только к этническим русским, но и ко всем, кто себя русскими считает в силу принадлежности или хотя бы даже симпатий к русской культуре.

Русофобия появилась неслучайно – у неё есть свои корни и причины, а также своя история. Например, во времена князя Святослава Всеволодовича (отца знаменитого Игоря из «Слова о полку Игореве»), чьи подручные подпирали горы Венгерские своими железными полками, суды судили на Дунае, перед кем хинова, литва, ятвяги и деремела склоняли головы, никакой русофобии не было. Не было её и в годы Батыева нашествия, когда русские княжества обескровили завоевательный удар степных орд, приняв его на себя. Не было её даже во времена правления Дмитрия Донского и его сыновей.

Однако когда Русское государство сбросило с плеч иго и отшвырнуло Орду подальше на восток, оно обрело достаточно сил и внимания для того, чтобы сконцентрироваться на утраченном за несколько веков. А утрачено было многое, и прежде всего на западе страны. У нас принято поругивать князя Александра Невского за то, что он немцев и шведов бил, а с татарами дружбу водил. И в расчёт не принимается его мнение о том, что западная опасность ничуть не грознее восточной – а может даже и смертоноснее.

Итак, за время борьбы с Ордой Русь утратила многие исконные земли на северо-западе и была отброшена от Балтики. На западе потери были ещё больше. В прошлое ушли те времена, когда русские князья тягались с поляками из-за червенских городков и считали их камнем преткновения. В общем, Русское государство имело достаточно оснований для претензий к державам за западными рубежами. С правомочностью этих претензий трудно было спорить, однако миром отдавать никто ничего не хотел. Война, как известно, суть продолжение политики, однако за годы существования христианства и его борьбы с инакомыслием успешно развилась и такая форма войны, как война идеологическая. Это когда противника очерняют в глазах всего мира и таким образом лишают морального права на его жизненные запросы.

Русофобия как идеология появляется именно в те времена, когда окрепшее Московское царство решило спросить со своих западных «партнёров» за все обиды. И появляется она именно на западе. Впервые русские стали выставляться в виде диких варваров с неправильной с точки зрения католичества формой христианства - православием. Выставляться как еретики, дикари и пьяницы. До этого правителей Европы вполне устраивало то, что русская держава, некогда на равных, а то и свысока роднившаяся с династиями Франции, Польши, Венгрии и Норвегии (не говоря о разорившейся Византийской империи), была выбита из европейской политики. Возвращение в эту политику и особенно желание вернуть утраченные земли было воспринято крайне болезненно.

Вот почему так востребованными оказались сочинения иностранцев, побывавших в Московии и вывезших оттуда груз негативных впечатлений. Эти сочинения печатались большими тиражами и всячески распространялись, становясь оружием в идеологической войне. Первым среди прочих – как по накалу русофобии, так и по её целенаправленности – стал немец Генрих Штаден, автор автобиографического опуса «Страна и правление московитов».

Дадим слово Википедии. Генрих Штаден родился в бюргерской семье в городе Ален близ Мюнстера. Готовился стать священником, но во время учения в гимназии повздорил с одним из соучеников, нанёс ему удар шилом в руку и, опасаясь уголовного преследования, переехал в Любек к двоюродному брату. Там Штаден работал над строительством городского вала, затем той же работой занимался в Риге, которой угрожали войска Ивана Грозного. Желая найти себе более выгодное дело, Штаден служил нескольким помещикам в разных областях Ливонии, в ходе войны уже распавшейся на части, без особого успеха занимался торговлей, в 1564 году под Вольмаром ненадолго присоединился к польскому отряду, совершавшему набеги на занятый русскими войсками Юрьевский уезд. Не поделив добычу после одной вылазки, Штаден попал в тюрьму; выйдя на свободу, принял решение перебраться в Русское царство.

Из этого описания видно, что человек он был конфликтный, не склонный к верности в службе, однако склонный к наживе. В дальнейшем мы убедимся, что каков был сам автор сочинения, какими глазами он смотрел на мир – таким этот мир и выходил из-под его пера. Однако вернёмся к повествованию.

Приехав в Москву, Штаден становится толмачом в Посольском приказе. Вникая в русские дела, беспокойный немец внимательно отслеживает «финансовые потоки» - где и как собираются дани, подати и прочие сборы. Где и как выдаются кормовые деньги и припасы для дьяков и служилых дворян. Кто руководит этими раздачами. И конечно, от глаз Штадена не ускользают уловки и злоупотребления ответственных чинов.

Тут надо сказать, что вот эти уловки и злоупотребления – это главное, на чём сосредоточилось внимание нашего героя. Видит око, да зуб неймёт – а так хочется. С другой стороны, Штаден не упускал из виду и возможности уклонения от наказаний, что при его характере и склонностях имело для него большое значение. Однако надо сказать, что продвигался по службе он вполне успешно, и вскоре получил земельное владение. Спустя некоторое время его владение было выведено в опричнину, а сам Штаден возглавил небольшой опричный отряд.

Далее записки изобилуют описаниями опричных казней и разорений, в которых, надо понимать, участвовал и сам Штаден. Наибольшую добычу он привёз из покорённого Новгорода, где грабил сёла и монастыри. Всё это наш персонаж подробно описал в своих «Записках». Описывал он только лишь то, что было ему близко и понятно – грабежи, злоупотребления властью, насилие и разбой. Поэтому не стоит удивляться тому, что русские в его записках – сплошь воры, пьяницы, казнокрады и живодёры. Читая записки преуспевшего в стяжательстве немца, вы то и дело видите: «1000 рублей», «расправа», «бить батогами», «продажа пленных», «много денег и добра», «сажали на кол» и т.д. Как будто ничего другого в стране и не происходило. Надо ли пояснять, что рукопись Штадена стала столь желанным материалом для русофобов всех последующих эпох, настольной книгой, милой сердцу. На неё ссылались как на исторический источник за авторством очевидца. При этом не принимался в расчёт столь специфически узкий взгляд на жизнь и особенности характера лица, сумевшего применить свои навыки ловли рыбы в мутной воде столь успешно.

Однако судьба переменчива. При пересмотре поместных раздач Штаден лишился своих владений. Иными словами, награбленное и приобретённое грабежом у него отобрали. Тогда он решил уехать из Москвы и перебрался в Рыбную Слободу, где обзавёлся мельницей. «Спустя некоторое время, - пишет обескураженный немилостью царя Штаден, - бросил я все, уехал в Рыбную Слободу и выстроил там мельницу. Но тщательно обдумывал, как бы уйти из этой страны». Однако в будущем Рыбинске авантюрист не зажился (вот бы узнать, почему) и отправился в Поморье, где стал промышлять торговлей мехами. Оттуда на голландском корабле он и уплыл из России, мечтая тем не менее однажды вернуться и расквитаться с обидчиками, а также получить долг с Ивана Грозного.

Что было дальше (а дальше кое-что было), вы можете узнать сами – благо, это несложно. Так было положено идеологическое обоснование русофобии. Ну а дальше, по мере развития и усиления нашей страны, это явление лишь разрасталось, формировало свою мифологию и демонологию, с чем дожило и до наших дней.

 

Яромир Опричь

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»