Портал сетевой войны ::  ::
ССЫЛКИ
Новороссия

Релевантные комьюнити ЕСМ:
rossia3
ru_neokons
ЕСМ - ВКонтакте
Дугин - ВКонтакте

Регионы ЕСМ

Дружественные сайты

Прочее

Карта сайта

>> >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
НАША ИДЕОЛОГИЯ
5 апреля 2015
Соборность как универсальный ответ на мировые проблемы современности
Материалы с круглого стола

27 марта Евразийский Союз Молодёжи провёл круглый стол по теме "Славянофилы: в поисках русского пути". Продолжаем публикацию докладов с этого мероприятия.

Тема соборности для русской, как впрочем, и мировой общественной мысли сейчас актуальна как никогда прежде. На это есть много причин. Первооткрыватели философского прочтения соборности А. С. Хомяков, Вл. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев сделали шаг в объяснении идеального смысла и назначения социального бытия, а также в решении кардинальных вопросов гносеологического характера с помощью этого концепта. И это не только решение внутренних философских вопросов: возможно ли объективное знание, каковы его критерии и основания, как оно взаимосвязано с мышлением познающего субъекта и т.п. С их точки зрения - соборность, это идеальная модель, воплощённая в повседневной практике русской национальной жизни. Этот идеал наполнен конкретным практическим смыслом, содержащим пример жизненной практики русского народа. Исследователь философии соборности, Л. Е. Шапошников пишет о практической значимости феномена: «Социальная сторона соборности ориентирует на то, что в обществе» .

Сейчас мы являемся свидетелями приближения целой серии глобальных кризисов в экономике, экологии. Мы видим целый ряд чудовищных диспропорций в уровне и качестве жизни, войнах и политических манипуляциях, обесценивающих человеческую жизнь. Методологии, которые применялись прежде, не могут дать нам ответа на то каким образом организовать и обустроить жизнь человечества в современных условиях. Консерватизм, либерализм, коммунизм в различных их проявлениях исчерпали свой конструктивный созидательный потенциал и являются сейчас не более чем прикрытием для хищнической эксплуатации человечества и природы. В ситуации исчерпания старых моделей соборность оказывается тем рецептом, который демонстрирует возможность решения насущных проблем неконфликтным и универсальным по возможности применения методом.

Действительно, соборность зачастую предлагается и как основание для формирования идеологии современного российского государства, и как базис для гармоничного решения противоречий между развитием личности и общества, межнациональных противоречий, проблем противостояния общества и природы, эскалации гонки вооружений, кризиса нравственности, классовых конфликтов.

Об этом можно говорить по целому ряду причин. В том числе потому, что соборность решает вопрос неконфликтного взаимодействия личности и общества, человека и природы. И что очень важно, она не является чисто умозрительным концептом, она присутствует как в наличной социальной практике русского народа, так и в общественном устройстве целого ряда других культур и цивилизаций, часто очень далеко стоящих от нас по времени и пространству.

Соборность привлекает внимание исследователей и социальных инженеров уже не первое столетие. Какова содержательная сторона этой концепции?

Социокультурный и онтогносеологический смысл категории «соборность» раскрывается лишь через комплексную взаимосвязь следующих характеристик:

- базового принципа философии соборности – «единство во множестве»;

- бескорыстной, любви – цели и средстве принципа соборности;

- соборность наделяется абсолютным, либо стремящимся к абсолюту онтогносеологическим статусом;

- идеальный носитель соборности совпадает с целевым общественным идеалом;

- историческая миссия России состоит в воплощении целевого идеала соборности посредством практики нравственного совершенствования и альтруистической любви.

Конкретно-историческими основаниями, легшими в основу соборной философии, стали: уникальный синтез языческих и православных форм духовно-религиозной жизни, произведенный русским народом; высокая роль общинных отношений в социально-экономической жизни России; способность к мобилизации всех возможностей общества на решение задач защиты России от военной угрозы; коллективная идентичность, построенная на принадлежности к русской цивилизации, вне зависимости от религии, этноса, сословного происхождения; восприятие общественным сознанием на Руси и в Российской Империи идеальных принципов в качестве важнейших факторов, образующих единство народа, в нашем случае ценности православного христианства и царя как защитника цивилизации и веры.

Стоит отметить, упоминая о реальном историческом воплощении принципов соборности, что они не всегда совпадали с идеальной моделью. Реальная жизнь содержала как примеры соборной жизни, как и диспропорции, искажения.

Соборность не есть некая уникальная модель общественного устройства существовавшая только в России. У цивилизаций востока и запада есть организационные и идеальные моменты, подобные элементам соборности, например буддийская сангха как целевой идеал общественного развития и как носитель идей сострадательной любви; категория «Дао», обозначающая свободное единство во множестве и представляющее целевой идеал индивидуального и общественного развития. Исламская умма, особенно в прочтении суфиев и шиитов, демонстрирует представление о мире, наполненном высшим смыслом, и человеческой сопричастности к нему. Западноевропейская цивилизация так же выработала основания, изоморфные философии соборности, не игравшие, правда, такой значимой роли в их собственной истории как соборность в России.

Стоит отметить, что философия соборности в своих фундаментальных методологических основаниях диалектична, этически детерминирована, нравственно ориентирована на решение глобальных проблем современности, обладает гносеологическим оптимизмом, противоположным пессимизму познания философии постмодерна и высокими эвристическими возможностями. В рамках парадигмы соборности мыслили как славянофилы, евразийцы так и русские космисты.

Мы видим острую необходимость в реализации концепции соборности в социально-политической практике современности, как имеющей возможности преодоления существующих ныне противоречий и угрожающих человеческому существованию. Возможности соборности как модели общественного устройства уже продемонстрированы в нашей истории, и в рамках новых технологических возможностей она имеет ещё больший потенциал для решения сложных организационных проблем, стоящих перед нашей цивилизацией.

 

Владимир Киреев

Новости
06.10.21 [16:00]
В Москве обсудят сетевые войны Запада
10.09.21 [18:00]
Московские евразийцы обсудят современный феминизм
25.08.21 [18:15]
ЕСМ-Москва обсудит экономику будущей империи
03.08.21 [14:09]
Состоялись I Фоминские чтения
21.07.21 [9:00]
Кавказ без русских: удар с Юга. Новая книга В.Коровина
16.06.21 [9:00]
ЕСМ-Москва приглашает к обсуждению идей Карла Шмитта
В Москве прошёл съезд ЕСМ 29.05.21 [17:30]
В Москве прошёл съезд ЕСМ
25.05.21 [22:16]
В парке Коломенское прошло собрание из цикла, посв...
05.05.21 [15:40]
ЕСМ-Москва организует дискуссию о синтезе идей Юнгера и Грамши
01.05.21 [1:05]
Начат конкурс статей для альманаха «Гегемония и Контргегемония»
Новости сети
Администратор 23.06.19 [14:53]
Шесть кругов к совершенству
Администратор 23.02.19 [11:10]
Онтология 40K
Администратор 04.01.17 [10:51]
Александр Ходаковский: диалог с евроукраинцем
Администратор 03.08.16 [10:48]
Дикие животные в домашних условиях
Администратор 20.07.16 [12:04]
Интернет и мозговые центры
Администратор 20.07.16 [11:50]
Дезинтеграция и дезинформация
Администратор 20.07.16 [11:40]
Конфликт и стратегия лидерства
Администратор 20.07.16 [11:32]
Анатомия Европейского выбора
Администратор 20.07.16 [11:12]
Мозговые центры и Национальная Идея. Мнение эксперта
Администратор 20.07.16 [11:04]
Policy Analysis в Казахстане

Сетевая ставка Евразийского Союза Молодёжи: Россия-3, г. Москва, 125375, Тверская улица, дом 7, подъезд 4, офис 605
Телефон: +7(495) 926-68-11
e-mail:

design:    «Aqualung»
creation:  «aae.GFNS.net»