Единая информационная политика ЕАС в контексте теории многополярности Выступление лидера ЕСМ на конференции «Роль СМИ в развитии интеграционных процессов на территории Евразийского Союза»
5 декабря в Подмосковье в отеле Holiday Inn завершилась двухдневная международная конференция «Роль СМИ в развитии интеграционных процессов на территории Евразийского Союза». Организаторами встречи выступили Министерство иностранных дел России и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Во встрече принимали участие представители СМИ, отраслевых ведомств, эксперты по международным отношениям и политические деятели из стран будущего Евразийского Союза. С докладом «Единая информационная политика ЕАС в контексте теории многополярности» выступил аспирант социологического факультета МГУ, глава московского отделения ЕСМ Коваленко Андрей. Озвученные тезисы доклада приведены ниже.
«Разговор о формировании Евразийского Союза теоретики и практикующие политики начинают, как правило, с рассуждений об экономическом или военно-политическом суверенитете Большого евразийского пространства. Так, например, абсолютно верно упоминается необходимая минимальная емкость внутреннего рынка в 200-250 млн. потребителей для обеспечения экономической автаркии. С другой стороны, совершенно справедливо указывается на необходимость создание военн-политической «крыши» для интенсификации под ней экономических и культурных интеграционных процессов.
Однако чаще всего упускается из виду другой наиважнейший аспект суверенитета: информационная безопасность. Ведь в современном мире враждебная инвазия осуществляется посредством сетевых информационных атак, медиа-оружия, средств массового информационного поражения, демобилизующих и деморализующих народные массы. Таковы условия войн XXI века.
Невозможно сформировать адекватный арсенал средств противодействия таким угрозам вне общей стратегии международной политики. С этой точки зрения, формирующийся Евразийский Союз не может быть чем-то иным, кроме континентального центра силы, евразийской сверхдержавы, одного из полюсов складывающегося многополярного мира. В свою очередь, принцип многополярности базируется на презумпции отмирания национальных государств и формировании цивилизационных центров силы. Именно цивилизации должны будут в будущем стать ведущими акторами международных отношений.
С этих же позиций должна осмысляться роль СМИ в формировании Большого пространства Евразии – континентального цивилизационного полюса.
На сегодняшний день формат существования СМИ задается полюсом пока еще существующего однополярного мира с центром в США. Другими словами, на евразийское общество в постоянном режиме транслируются (осознанно или нет) модели и стереотипы функционирования западного капиталистического общества. Поэтому политика любых средств массовой информации по умолчанию направлена на усиление цивилизационного превосходства «центра» над «периферией» (в терминологии Э.Валерстайна), на продвижение идеологии прав человека и борьбу с любыми формами коллективной идентичности, начиная от государства и заканчивая Церковью. Это влияние уже не национальной «четвертой власти», но мирового гегемона, диктующего парадигмальные схемы взаимодействия государства и индивида. Такое управление через глобальные СМИ создает сам образ реальности: формирует представление народа о власти, а для власти показывает чаяния народа (либерализация власти, политика невмешательства, честные выборы, борьба с коррупцией и т.д.). Глобальные СМИ в такой системе превращаются во важнейший стратегический ресурс по созданию образов реальности, даже частичная передача которого в руки соперника приводит если не к сиюминутному поражению, то к отсроченному культурному растворению. При этом глобальная медиакратия транслирует не национальный или цивилизационный евразийский культурный код, но лишь проецирует на российское общество реальность мирового правительства, а для власти транслирует образ мирового интернационального гражданского общества.
Совершенно очевидно, что такой спроецированный виртуальный мир категорически не совпадает с реальностью существования народов Евразии, с реальными потребностями этих народов, их авто- и гетеростереотипами, превращая их в немых зрителей постмодернестического театра абсурда.
На этапе формирования евразийских СМИ, таким образом, можно выделить несколько этапов. На первом необходимо создание евразийских СМИ, которые служили бы постоянным рупором интеграционных процессов и способствовали бы укреплению цивилизационной идентичности. Такие СМИ на начальном этапе должны подорвать влияние глобальных медиа и создать предпосылки для консолидации культурно-социальных групп вокруг оси общей цивилизации. Примерами успешной деятельности в этом направлении могут послужить иранское телевидение Press.tv, китайское CCTV, арабская Al Jazeera, российское телевидение Russia Today. В меньшей степени под определение таких автаркийных СМИ из-за высокой зависимости от США попадают немецкая Deutsche Welle и британские BBC News.
На втором этапе сами евразийские средства массовой информации возвращаются в свой традиционный общественный контекст и начинают транслировать на общество собственный цивилизационный код, органичный и понятный для каждого конкретного общества. В качестве инструментария для создания образа Евразийского Союза за границей должны использоваться традиционные иерархически организованные (через информагентства: РИА-Новости, ИТАР-ТАСС и т.п.) СМИ, а также специализированные сетевые медиа.
Таким образом, отстаивание информационного суверенитета становится ключевым пунктом в построении Евразийского Союза.