Что формирует этнос? Каким образом человек может отнести себя к тому или иному народу? Можно предположить, что основную роль в становлении и сохранении этноса играет язык. Однако стоит отметить, что зачастую он со временем претерпевает крупные изменения, вплоть до полнейшего исчезновения, в то время как народ, использовавший его, продолжает существовать. Географическое положение также не играет здесь особой роли. Можно жить в солнечной Анапе и причислять себя к аборигенам Австралии. Традиции? Это намного ближе. Но что формирует традиции? Мифы.
мифа, который в дальнейшем определяет ее историю.
Колоссальную работу по изучению понятия мифа провел румынский мыслитель Мирчи Элиаде. Элиаде — сторонник освобождения мифа от истории, которая, как он считает, более поверхностно, чем миф объясняет суть человеческой жизни.
Мирчи Элиаде выделил структуру Мифа. В данной структуре главной является идея происхождения. Самое существенное решается либо при сотворении мира, либо в мифическую эпоху, когда происходили «деяния богов». Следующий аспект – символ Центра Мира. Часто Центр Мира называется Мировым Столпом, Осью мира. При одновременном совпадение точек соприкосновения сакрального пространства и времени, любое освещенное пространство совпадает с Центром Мира. Соответственно, все, что основывается, будь то храм, дом, город, основывается в сакральном времени, в сакральном пространстве, отображая некую сакральную модель, являясь при этом и воплощением Центра Мира. Немаловажную роль в структуре Мифа занимают обычаи, ритуалы.
Часто мифологическое поведение оживает на наших глазах. Некоторые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную составляющую часть самого человеческого существа. Миф о благородном происхождении арийского народа привел к становлению фашизма в Германии. Подобная страсть являлась следствием пробуждения национального чувства в этой стране и очень скоро превратилась в инструмент политической борьбы и пропаганды.
Также понятие Миф изучал Жильбер Дюран. По его теории Мифы можно разделить на мужские (дневные, диурнические) и женские (ночные, ноктюрнические). Основными символами мужских мифов считаются вертикаль, меч, скипетр. Для людей диурнического типа смерть, время – зло. Они ставят эти два понятия на противоположную для себя сторону, смотря им прямо в лицо и борясь с ними. Для ноктюрнических мифов характерны ритмические колебания, образ воды, земли. Смерть здесь – новое рождение.
Русские былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче - это классическая форма издания мифа о диурне. Однако стоит отметить и существование русские народных сказок, где главными выступают герои ноктюрнического типа (Емеля, Иван-Дурак). Былины и сказки принадлежат к разным режимам, у них разная мифологическая логика. По большому счету, в русской народе доминирует феминойдный ноктюрн, и на данный момент российскому обществу крайне не хватает лидеров диурнического характера.
Екатерина Севковская