Лидер ЕСМ Андрей Коваленко о преподавании истории в школе в эфире проекта "школа.live"
"Неидеологическое преподавание истории в школе невозможно. Даже само упоминание или замалчивание отдельных фактов, заострение внимания на тех или иных эпизодах истории делают предмет "История отечества" в школе идеологическим. Вопрос лишь в том, куда будет направлен вектор этой пропаганды. Все 90-е годы российские школьники учились по учебникам, выпущенным на гранды Фонда Сороса. Эти учебники методично воспитывали граждан глобального общества, офисных клерков, которые смотрят на историю своей страны как на бессмысленную кровавую кашу – злую пародию на историю просвещенной Европы. Это был идеологический заказ.
Современные учебники истории и учителя истории в школе должны формировать патриотического гражданина – как во всем мире. У каждого народа есть свои «священные камни», вокруг которых формируется национальный миф, утверждается ценности своего народа, своих религиозных и государственных традиций. В США это вера в почти святость отцов-основателей и либеральных свобод, во Франции это вера в святость Революции по отношению к Старому режиму, в Израиле это вера в 6 млн. погибших в немецких концлагерях евреев. И ни в одной стране никто не станет опровергать какие-то фундаментальные национальные мифы – иначе будет выброшен на обочину политического спектра, или вовсе будет посажен.
Поэтому школьный учебник истории должен задавать хотя бы общие рамки нашего, русского, имперского, национального мифа, социализировать граждан в русское общество. В 1871 году франко-прусская война закончилась безоговорочным разгромом Франции, чему Отто фон Бисмарк дал вошедшее в историю объяснение: «Войну выиграл прусский учитель». Поэтому Россия в глобальном противостоянии с Западом сможет выиграть только благодаря русскому учителю, русской истории, русскому учебнику истории".