В Иркутске 20 марта движением «Русский лад» было организовано обсуждение идей русского философа Николая Бердяева, посвященное 140-летию со дня его рождения.
Активист Евразийского Союза Молодёжи Юрий Сеурко выступил с докладом «Актуальность философии Бердяева для сегодняшнего дня в контексте личности». Как философ-персоналист Бердяев, по словам докладчика, заключал, что человек был сотворён по образу Божьему, но не по подобию, указание на что он находит в первой главе книги Бытия. Исходя из этого, философ делал вывод, что подобия ещё нужно достичь. Стремление к богоподобию же заключается в становлении человека как личности.
Личность же философом понимается отличным образом от понятия индивида. Она вообще есть «ничто в объектном мире» и есть понятие чисто спиритуальное. Как отмечал Николай Лосский, личность в понимании Бердяева «не часть общества, напротив, общество — только часть или аспект личности. Личность — не часть космоса, напротив, космос — часть человеческой личности».
Религиозный персонализм у Бердяева, однако, дополнен учением «коммюнитарности», мистическим пониманием коллективизма, выработанным русской религиозной жизнью и философской мыслью. В этом идеале «мучительно трудной» коммюнитарности отношения между людьми как разными фактически мирами должны происходить через Бога «как внутреннее начало жизни». Иные же формы коллективизма не хотят знать живого отношения человека к человеку. Основным носителем этой идеи он считал церковь, которая, по его мнению, этот идеал в истории так и не смогла воплотить. Коммюнитарность, важно отметить, противопоставляется созданной теории и практике индивидуализма современной дегуманизированной цивилизации Запада.
Основная дискуссия среди участников мероприятия закрутилась вокруг понимания Бердяевым русской революции и его отношения к коммунизму и Советскому Союзу. Философ считал революцию продолжением и развитием промысла Бога о русском человеке, в коммунизме же видел христианскую правду, хотя и дефектной в своем доминировании коллектива и государства над личностью, материей над духом.
Профессор, доктор философских наук Василий Афанасьевич Туев выразил точку зрения, что в идеях Сталина можно было бы найти примирение с философией Бердяева в части внимательного отношения к развитию личности как в теоретическом наследии «отца народов», так и в политической практике того периода, когда всестороннее образование человека являлось важнейшей целью общества. Подробно выступление Туева отражено в статье «Знакомство с подлинным Бердяевым» на сайте КПРФ.