Под таким заглавием в одном из декабрьских номеров «МД» была помещена информация о посещении нашей республики неким Павлом Зарифулиным, руководителем секретариата Международного «Евразийского движения», лидером Евразийского союза молодёжи. Осветить его визит сочло необходимым и телевидение. Это позволило увидеть, как наши великовозрастные и едва ли не самые высокоранжированные учёные-гуманитарии с видом добросовестных студентов выслушивали сентенции молодёжного лидера.
Таким образом, в очередной раз наглядно продемонстрирована специфика нашего периферийного мышления, о котором речь шла в предыдущей статье. Было бы вполне достаточно, если бы ему уделил время кто-либо из молодых заместителей декана одного из гуманитарных факультетов наших вузов. И вполне закономерно, что посланец евразийцев не стал утруждать себя изложением исторических и идеологических корней евразийства и его политических перспектив, а ограничился общей декларацией «о конструктивной деятельности во благо России» да перечислением нескольких узнаваемых имён, входящих в Высший совет движения, возглавляемого Александром Дугиным. При этом П. Зарифулин демонстрировал уверенность в том, что идеология и цели евразийцев не могут не вызывать сочувствия у дагестанцев и северокавказцев в целом. А потому есть смысл в самых общих чертах рассказать о евразийстве.
Идеология и организация евразийцев зародилась в 20-х годах прошлого века в среде русской эмиграции, искавшей историческую перспективу для России, «захваченной большевизмом». При этом они стремились найти опору в «старой доброй», т. е. континентальной Европе, осознавшей, в лице своих наиболее прозорливых представителей, опасность, исходившую от двух атлантических держав - Англии и США. Впрочем, евразийская организация русских эмигрантов очень скоро была разгромлена органами НКВД и практически прекратила свою деятельность. Но крупнейшие западноевропейские умы, испытывавшие острое неприятие «третьесословной культуры» англо-американского либерализма, продолжили формировать идеологию консервативной революции. Однако России в их конструкциях если и отводилось какое-то место, то лишь обширного азиатского пространства - объекта политики. Субъектом же призвана была выступить Германия при некотором участии Франции. Так один из крупнейших представителей консервативной революции, выдающийся немецкий юрист и философ Карл Шмит объяснял противостояние «Океана» и «Континента» несовместимостью пошлого англосаксонского меркантилизма с высоким духом романо-германской католической Европы.
Впоследствии идеи консервативной революции восприняли и развили так называемые «новые правые»: Ж. Тириар, Р. Генон, Ю. Эвола и другие (не путать с доморощенными правыми типа Немцова или Хакамады, являющимися в категориях классической политологии всего лишь безыдейными левыми). Именно новые правые и создали ту питательную идеологическую среду, на которой произрастает идеология наших современных евразийцев, а точнее неоевразийцев. Но поскольку эта идеология по своей природе эзотерическая (скрытая), в духе кабалы, то предназначена она для посвящённых и находится в исключительном ведении самого Александра Дугина. С непосвященными же, в форме, доступной для их понимания, проводят идеологическую работу эмиссары типа Павла Зарифулина, своим именем и фамилией как нельзя лучше утверждающие евразийскую идею.
Что касается самого Александра Дугина, то он, по сути, является оборотной стороной Гейдара Джемаля, которому не уступает интеллектуально. Об этом мне позволяет судить как знакомство с его работами, печатавшимися в им же издаваемых журналах «Элементы» и «Милый ангел», так и с ним лично. Кстати сказать, оба они не отрицали своей прежней близости. При этом Г. Джемаль претендовал на роль учителя, а А. Дугин - инициатора разрыва по причине антирусских высказываний Г. Джемаля. Для нас же, дагестанцев и северокавказцев в целом, важно понять, что два этих своеобразных «традиционалиста» в своих идеологических построениях совершенно игнорируют нашу культурно-историческую традицию, а соответственно - отрицают и наше, северокавказское, видение своей роли и места в системе общероссийской федеративной государственности.
Политические перспективы евразийства можно было бы не принимать в расчёт, если бы не очевидный интерес, проявленный к нему в последние годы казахским президентом Н. Назарбаевым и президентом Татарстана М. Шаймиевым. Сегодня трудно прогнозировать, кто из них захочет и сможет направить его в угодное себе русло. Но в одном можно быть уверенным: воплощенная ими конструкция Евразии не будет соответствовать планам благодушных русских эмигрантов, а явится новым воплощением существовавшего некогда улуса Джучи, больше известного как государство Золотая Орда.
Такая перспектива вряд ли может быть привлекательной для северокавказцев. И это вопрос не индивидуального выбора, а так называемого «коллективного сознания», из которого ни один народ не может выйти, не утратив самоидентификации. Но об этом в следующем номере.
Тамерлан ГАДЖИЕВ, "Молодежь Дагестана"