В минувший вторник евразийцы решили посетить заседание клуба «Гражданин России», которое вел давний друг евразийского движения, пресс-секретарь и заместитель председателя Виктора Дулина Сергей Дворянов. Мероприятие проходило в весьма приятном месте – клубе с говорящим названием «Дулин Хаус», расположенном на Арбате. К семи вечера небольшой охотничий зал, увешанный шкурами различных хищных животных был до отказа набит представителями московской интеллектуальной общественности.
Здесь были интеллектуалы всех мастей, старые и молодые, православные и индуисты, западники и восточники, любители Англии и Китая. В целом, в роскошном помещении паба царил его величество Археомодерн: седовласые старцы извлекали из широких штанин «матрицы Бытия» и «разгадки русской азбуки», православная поэтесса-«контактер» тихонько пела и громогласно читала стихи Киплинга, рассказывала о своей нелегкой женской судьбе и озиралась по сторонам в поисках поддержки и понимания, ближе к началу диспута подоспели юные, но уже успевшие сделать европейский выбор «новые правые» из молодежного философского общества «Гарфанг», клирик Владимирской епархии и представитель Соборного Движения России. Все готовились, судя по физиономиям, войти в контакт с космосом, ибо слишком важна была тема разговора. «Сущность России – Восток или Запад», такую проблему поставил перед собравшимися Сергей Дворянов.
Изначально предполагалось, что с основным докладом выступит глава организации «Человек-Общество-Природа», так же являющийся членом-корреспондентом Академии геополитических наук А.А.Кутало, в качестве же содокладчика значился руководитель Московского отделения ЕСМ Павел Канищев. Однако прибытие известной писательницы Натальи Макеевой и Григория Распутина, внесло серьезные коррективы в замыслы организаторов.
Пока евразийцы дегустировали напитки, любезно предложенные пабом, Наталья Макеева выступила с программной речью, в которой с классических евразийских позиций подвергла резкой критике европоцентристский подход к пониманию места и роли России в мире. Согласно Наталье, Россия всегда была, есть и будет евразийской державой, особой цивилизацией, наследующей Византии и эллинистическим государствам древности, которые впервые осуществили синтез между Западом и Востоком. Не то, не другое, но нечто Третье, таков был ее ответ на поставленные организаторами дискуссии вопрос.
Примечательным оказалось то, что большинство участников дебатов, за небольшим исключением, согласились с такой трактовкой русской самоидентификации. Основные споры тут зашли насчет трактовки отдельных моментов русской истории, в частности советского ее периода, однако приверженность евразийцев традиционным ценностям получила горячую поддержку православной общественности.
С веской аргументацией в пользу понимания России как уникальной цивилизации выступил и Павел Канищев, отметив важность работ Льва Гумилева для понимания этого факта. С его точки зрения, русский суперэтнос не имеет ничего общего с западно-европейским ни по каким критериям.
Представитель общества «Гарфанг», Емельян, попытался оспорить данное утверждение, заявив, что Россия должна вернуться в Европу, правда Европа в его сознании явно была воспринята через головинско-традиционалистскую призму, а потому с ним особо спорить не стали. С представителем такой точки зрения подискутировать, конечно, интересно, но реальность предлагает совсем другие вызовы и тут альтернативой евразийской ориентации России выступают не утопические и, к сожалению, уже вряд ли осуществимые идеи европейских новых правых, но тотальная американизация и то, что Генон называл «царством количества», что ставит всех адекватно мыслящих традиционалистов по одну сторону баррикады.
К сожалению, юный философ, назвав в качестве одной из базовых ценностей европейской цивилизации «свободу для» так и не смог внятно ответить, для чего именно эта свобода нужна. Можно, конечно, мечтать о Европе, наполнять это слово, уже исчезнувшим содержанием, но зачем пытаться изобрести велосипед, когда единственной альтернативой Америке выступает Россия? Европейские «новые правые» отчетливо это понимают и вступают в «Евразийское движение», но их русские последователи идут особым путем, тем самым невольно в очередной раз, демонстрируя свою инаковость по отношению к Европе. В конце концов именно наличие «западничества» как явления, которое просто не возможно ни в Европе, ни в США, но вполне возможно в Индии или Иране, подчеркивает не западный характер русской цивилизации.
Тем временем рациональное явно потонуло в атмосфере русского бессознательно, которое озорно подмигивая материализовалось в фигуре Григория Распутина с гитарой. Старец тут же начал исполнять песни собственного сочинения и рассказывать о встречах со святыми людьми. Чудеса, исцеления и пророчества выплыли народным архетипом и пошли гулять вприсядку по полу охотничей залы, все вдруг зажило какой-то особой жизнь, и никакие рациональные сентенции уже не могли остановить этого торжества Русского.
Преобразились все, даже убитых звери стали казаться немного живыми. Исполнение песни о руском царе выбило слезу у присутствовавшей зале индуистки Алены и повергло всех в глубокие и тягостные раздумья. При ближайшем рассмотрении, впрочем, Григорий Распутин оказался православным бардом и пчеловодом Андреем Селивановым. Сам Андрей тут же заявил, что очень почитает старца Григория и даже попытался вспомнить свою песню о нем, но так и не смог и в печали покинул зал.
Продолжать какую-либо дискуссию после этого было бессмысленно. Все уже и так, дав выход национальному бессознательному, в полной мере ощутили на себе триумф евразийства. Евразийский национал-распутинизм победил, потому все отправились есть пирожные.